Крымская Республиканская Ассоциация
"ЭКОЛОГИЯ и МИР"
Crimean Republican Association "EKOLOGIYA i MIR"
Внимание, ссылка на материалы сайта обязательна!
English version
Powered by Novib. Netherlands

НОВОСТИ

КРАЭМ

К А Н

ПРОЕКТЫ

Крым без табака

Управление отходами

ИНФОРМАЦИЯ

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА 2002-2005 ГОДЫ

Основание для разработки программы

Основанием для разработки Программы является Постановление Кабинета Министров Украины № 1556 от 13.10.2000 г. «О мероприятиях по улучшению состояния гигиены окружающей среды на 2000-2005 годы» и Национальный план действий по гигиене окружающей среды на 2000-2005 годы, утвержденный этим постановлением.

Целью Национального плана по гигиене окружающей среды на 2000-2005 годы является улучшение общественного здоровья путем предупреждения отрицательных состояний (болезней и ухудшения самочувствия), возникновение и течение которых связано с влиянием факторов окружающей среды.

    Основными задачами Национального плана являются:
  • определение приоритетных направлений развития гигиены окружающей среды;
  • выполнение конкретных мероприятий, направленных на устранение и ослабление воздействия факторов, усложняющих санитарно-гигиеническую и эпидемическую ситуацию и вредно влияющих на здоровье населения.
    В Национальном плане по гигиене окружающей среды на 2000-2005 годы определены основные принципы государственной политики в сфере гигиены окружающей среды:
  1. принятие всех решений исполнительной власти с проведением оценки их возможного влияния на здоровье населения,
  2. безусловное преимущество отдается профилактике,
  3. высокий уровень защиты населения от вредного влияния антропогенных факторов окружающей среды гарантируется каждому члену общества,
  4. платит тот, кто загрязняет,
  5. обязанностью каждого члена общества является предотвращение загрязнения окружающей среды,
  6. каждый человек имеет право на объективную информацию о влиянии факторов окружающей среды на здоровье,
  7. необходимыми условиями принятия рациональных решений и применения успешных действий являются сотрудничество и солидарность различных учреждений и организаций,
  8. успех может быть достигнут только в процессе международной кооперации.

Сложное социально-экономическое положение в стране приводит не только к ухудшению условий жизни многих категорий населения, увеличению числа и усилению уровня психологических стрессов, порождаемых неуверенностью в завтрашнем дне, но и служит потенциальной причиной отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Положение усугубляется накопившимися за многие предыдущие годы проблемами оставания санитарного благоустройства, социальной инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов от требований времени.

Несмотря на принимаемые законодательные акты и государственные программы, направленные на улучшение санитарно-эпидемического благополучия населения, правовая и экономическая база для решения вопросов улучшения среды обитания человека, профилактики заболеваемости населения остается еще недостаточной.

Анализ санитарно-эпидемиологической ситуации, демографических показателей и состояния здоровья населения в Автономной Республике Крым показывают, что требуется вмешательство во все сферы жизнедеятельности общества на государственном и региональном уровне. По данным «Республиканского доклада о состоянии окружающей природной среды Крыма в 2000 году», санитарно-гигиеническая ситуация в регионе является напряженной и сопровождается ухудшением состояния здоровья населения. Так, за 1996 – 2000 годы заболеваемость взрослого населения Крыма выросла на 13%, детского – на 29%.

Дальнейшее сохранение сложившихся тенденций может привести к возникновению в регионе чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического и медико-демографического характера.

Полностью согласуясь с Национальным планом действий в общих вопросах, Региональная Программа по гигиене окружающей среды в Автономной Республике Крым учитывает специфические особенности региона, которые нашли свое отражение в изложенных далее мероприятиях.

Опасные факторы окружающей среды и состояние здоровья населения

Определение приоритетов

Оценка степени неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье основывается на принятой в международной практике концепции риска. Она учитывает наличие источников экологической опасности, распространенность и выраженность вредного влияния, степень неблагоприятного воздействия на здоровье по эпидемиологическим, токсикологическим и гигиеническим данным. Определение степени экологического риска для здоровья используется для экономического анализа эффективности планируемых действий в сфере управления.

    В связи с этим, а также учитывая сложившуюся систему нормативно-правового регулирования, организационно-технические возможности и недостаточные возможности финансирования медико-экологических программ, приоритетами в области управления в сфере гигиены окружающей среды в Автономной Республике Крым являются:
  1. создание интегрированной системы сбора и анализа медико-экологической информации, используя уже существующие сети мониторинга,
  2. выделение на основе использования этой системы наиболее неблагополучных в медико-экологическом отношении территорий и выполнение там первоочередных конкретных мероприятий по предупреждению и уменьшению экологического риска для здоровья,
  3. прогнозирование степени риска и расчет ущерба для здоровья населения и окружающей среды при разработке местных и региональных программ и планов развития;
  4. использование современных методик для расчета ущерба окружающей среде и здоровью населения и применение экономических механизмов с целью снижения до безопасного уровня воздействия хозяйственной деятельности;
  5. системный анализ и оптимизация затрат, уже осуществляющихся в рамках действующих утвержденных программ и планов в области охраны окружающей природной среды и здравоохранения, с целью предотвращения дублирования и интеграция их в отдельных статьях “Охрана окружающей среды” и “Здравоохранение” республиканского бюджета Автономной Республики Крым;
  6. привлечение внебюджетных, включая международные, финансовых ресурсов для выполнения мероприятий в области гигиены окружающей среды;
  7. пропаганда здорового образа жизни, обучение и объективное информирование широких слоев населения о причинах и факторах, воздействующих на состояние здоровья и окружающей среды и путях предотвращения вредного воздействия;
  8. интеграция усилий различных секторов общества - органов государственной власти, предпринимателей, научных и неправительственных организаций.

На основании анализа расположения источников экологической опасности, распространенности и выраженности неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье по эпидемиологическим, токсикологическим и гигиеническим данным, приоритетными направлениями реализации Республиканской программы по гигиене окружающей среды на 2002-2005 годы определены: обеспечение безопасных для здоровья качества атмосферного воздуха и питьевой воды (химический состав), уровня шума, радиационного и электромагнитного воздействий, качества почвенного покрова, продуктов питания, жилой среды, предотвращение вредного воздействия на здоровье промышленных и бытовых отходов, обеспечение профессиональной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, в том числе в рекреационных зонах.

Качество атмосферного воздуха

Контроль за качеством атмосферного воздуха в Автономной Республике Крым осуществляют Крымский центр по гидрометеорологии, имеющей стационарные посты наблюдений в г.г. Симферополе, Ялте, Керчи, Армянске, Красноперекопске, республиканская, 7 городских и 14 районных санэпидстанций.

Контроль ведется за содержанием основных загрязняющих примесей: окиси углерода, сернистого ангидрида, окиси азота, пыли.

Имеющаяся лабораторная база не позволяет осуществлять контроль за специфическими загрязняющими примесями: углеводородами, тяжелыми металлами, растворителями, диоксинами, полихлорбифенилами и т.п.

За последние годы снижение объемов производства привело к уменьшению техногенного давления на окружающую природную среду. Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников с 1991 по 2000 г.г. снизились в 9,0 раз (с 294,8 тыс.тонн до 33,4 тыс. тонн). Однако, увеличение объемов производства промышленных предприятий в 2000 году по сравнению с 1999 годом сразу же привело к увеличению валовых выбросов в атмосферный воздух (Крымский содовый завод выбрасывал в 1999 году 7,48 тыс.тонн, в 2000 году – 8,19 тыс.тонн, ГАК «Титан» выбрасывал в 1999 году 3,62 тыс.тонн, в 2000 году – 6,02 тыс.тонн).

Наибольшую долю в валовом выбросе от стационарных источников составляют выбросы химической (36-39%) и энергетической (24-25%) отраслей промышленности.

Металлургическая промышленность из-за практически полной остановки Камыш - Бурунского железорудного комбината, на который приходилось 70% от валового выброса вредных веществ в атмосферу Крыма, перестала играть определяющую роль в его формировании.

В связи с сокращением деятельности производств основную роль в загрязнении атмосферы ряда городских территорий стал играть автомобильный транспорт. В г.г. Симферополе, Ялте, Евпатории на его долю приходится около 90% всех выбросов.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
  1. Совершенствование мониторинга за качеством атмосферного воздуха, для чего требуется:
    • анализ эффективности и организация оптимальной конфигурации сети стационарных постов наблюдений Крымского центра по гидрометеорологии в крупных населенных пунктах Крыма;
    • организация стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в городах Феодосия и Алушта;
    • организация производственного лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха, регулярный отбор подфакельных проб на крупнейших источниках загрязнения атмосферы региона;
    • ужесточение государственного контроля в части соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов, лимитов и разрешений на выбросы загрязнителей в атмосферу;
    • объединение баз данных по источникам загрязнения атмосферы, состоящих на учете в подразделениях Республиканской санэпидстанции и Республиканского комитета по экологии и природным ресурсам;
    • создание общей информационной базы данных наблюдений за загрязнением атмосферы Крымского центра по гидрометеорологии, Рескомэкоресурсов Крыма и Республиканской санэпидстанции для территорий основных населенных пунктов Крыма;
    • организация ежеквартальных измерений интенсивности автотранспортных потоков и измерений уровня загрязнения атмосферы на основных внутри- и межгородских магистралях;
    • разработка и утверждение до 2003 года сводных томов Предельно допустимых выбросов городов Симферополя, Ялты, Евпатории, Сак, Красноперекопска, Феодосии, Судака, Керчи, Бахчисарая на основе использования современных информационных технологий;
    • обновление схем теплоснабжения во всех городах Крыма;
    • расширение перечня контролируемых примесей в воздухе рабочей зоны субъектов хозяйственной зоны и атмосферном воздухе крупных населенных пунктов Крыма.

    Крымский центр по гидрометеорологии, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Таврический национальный университет им.В.И.Вернадского

  2. Уменьшение степени вредного влияния выбросов автотранспорта на здоровье населения путем:
    • строительства объездных дорог, транспортных развязок, дополнительных подземных переходов;
    • разработки и реализации схем рационального движения автотранспорта, схем размещения гаражей и автостоянок, в том числе на въезде в города-курорты, создание в населенных пунктах зон, свободных от движения автотранспорта;
    • поддержка развития экологически чистого общественного и индивидуального транспорта;
    • оснащения автотранспортных предприятий и ГАИ приборами контроля за токсичностью выбросов автотранспорта, соответствующими требованиями стандарта. (Из 207 автопредприятий, проверенных в ходе операции «Чистый воздух» в 2000 году, только 46 имели эти приборы);
    • внедрения различных технических средств для снижения токсичности выбросов (нейтрализаторы, дожигатели, клапаны чистоты и пр.).

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по жилищно-коммунально му хозяйству Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  3. Разработка и выполнение мероприятий по снижению производственных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленными нормативами. Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым,

    Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  4. Усовершенствование проведения государственного и производственного контроля за соблюдением технологических регламентов на промышленных объектах, независимо от форм собственности и видов хозяйствования.

    Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  5. Обеспечение качественной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы проектных материалов на строительство или реконструкцию объектов – источников загрязнения атмосферного воздуха, а также государственной экспертизы объектов в части охраны атмосферного воздуха.

    Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

    Постоянно.

  6. Повышение эффективности государственного контроля за эксплуатацией пылегазоочистных установок.

    Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  7. Обеспечение ведомственного контроля выбросов в атмосферный воздух.

    Предприятия, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  8. Проведение инвентаризации и создание регистра выбросов

    Предприятия, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  9. Разработка и выполнение планов мероприятий по отселению жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий

    Министерство экономики Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, Республиканская санэпидстанция, райгосадминистрации

    Постоянно

  10. Прекращение загрязнения атмосферного воздуха от сжигания промышленных и бытовых отходов.

    Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

Качество воды

Крым относится к регионам с крайне сложным водоснабжением.

Основные проблемы в области водоснабжения населения связаны преимущественно с дефицитом питьевой воды, низкой санитарной надежностью систем водоподготовки, отсутствием обеззараживающих установок в сельской местности, неудовлетворительным сантехсостоянием водопроводных сетей и др.

Источниками водоснабжения являются поверхностные и подземные воды.

Централизованным водоснабжением население городов и районов Крыма охвачено на 90-98%.

Из-за экономических сложностей за последние годы работы по развитию централизованного водоснабжения в городах и сельской местности резко сокращены.

Не осуществляется реконструкция подземных источников водоснабжения в гг.Ялте, Алуште, Джанкое; строительство II-ой очереди очистных сооружений в гг. Феодосии, Керчи.

Крайне плохо ведется ремонт и реконструкция разводящих сетей, более 50% которых требуют замены, строительство резервуаров.

Во многих городах отдельные микрорайоны находятся на режимном водоснабжении. Особенно в летний период отмечается дефицит питьевой воды (Юго-западный район Большой Ялты, регион Феодосия-Судак, г.Евпатория, Симферополь).

На качество воды сельских водопроводов отрицательно сказывается отсутствие служб эксплуатации: не своевременно устраняются аварийные ситуации и неисправности. Промывка и дезинфекция сетей и сооружений после ремонтных работ не проводится.

В городах Керчи и Феодосии из-за перегрузки очистных сооружений и несовершенной технологической обработки населению подается нестандартная вода по показателям мутности (от 20 до 50% исследованных проб.)

Источники водоснабжения Черноморского, Раздольненского, Красноперекопского, Сакского, Джанкойского районов имеют высокую минерализацию, превышающую требования ГОСТа в 3-4 и более раз.

Лабораторный контроль за качеством питьевой воды в городах осуществляется производственными лабораториями производственных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, которые еженедельно отбирают пробы воды из контрольных точек, характеризующих качество питьевой воды во всей системе водопровода и лабораториями СЭС, которые отбирают пробы по графику, в соответствии с требованиями ГОСТа «Вода питьевая».

В районах, из-за отсутствия материальной базы селькоммунхозов и служб эксплуатации, на сельских водопроводах не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды; исследования проводятся только лабораториями санэпидслужбы, которые не в состоянии обеспечить требуемую кратность.

Одной из важнейших проблем для Крыма является охрана водоемов. В прибрежную зону моря и другие водоемы сточные воды сбрасывают 48 предприятий и учреждений, имеющих 40 хозяйственно-бытовых и 10 промышленных выпусков, в том числе в море сбрасывают сточные воды 37 объектов, имеющих 31 выпуск хозяйственно-бытовых и 9 выпусков промышленных сточных вод.

По данным Республиканского комитета по экологии и природным ресурсам в 2000 году в водные объекты республики было сброшено 616,86 млн. куб.м. сточных вод, в том числе 67,48 млн. куб.м. недостаточно очищенных и 5,26 млн. куб.м. без очистки.

Основными загрязнителями, сбрасывающими сточные воды без очистки или недостаточно очищенные, являются объекты жилищно-коммунального хозяйства (96%), сельского хозяйства (1%) и прочие министерства и ведомства (3%).

Серьезной проблемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства является дефицит финансовых ресурсов, необходимый для эксплуатации и обслуживания систем водоснабжения и водоотведения, неудовлетворительное техническое состояние сооружений и оборудования.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
  1. Обеспечить выполнение принятой «Программы первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения и водоотведения городов и населенных пунктов Автономной Республики Крым на 2000 г. и потребности в капиталовложении на 2001-2002 г.г.» утвержденной постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым 15 ноября 2000 г. № 1537-2/2000 по расширению и реконструкции объектов водоснабжения и канализации;
  2. Изыскание новых и восстановление старых водоисточников;
  3. Реконструкция водозаборов на Керченском и Феодосийском водохранилищах;
  4. Реконструкция очистных водопроводных сооружений в гг.Керчи и Феодосии;
  5. Внедрение новых технологий очистки вод с применением флокулянтов на водопроводах с поверхностными источниками водоснабжения;
  6. Внедрение новых технологий обеззараживания питьевой и сточных вод.
  7. Внедрения опреснительных установок на подземных источниках с высокой минерализацией (Черноморский, Раздольненский, Красноперекопский, Джанкойский районы и др.);
  8. Гигиеническая оценка внедрения новых методов очистки питьевой воды;
  9. Создание служб эксплуатации сельских водопроводов и межрайонных производственных лабораторий
  10. Создание интегрированных между собой межведомственных информационных баз данных «Загрязнение поверхностных вод», «Спецводопользователи», «Водоотведение».
  11. Организация водоохранных зон вдоль рек, водохранилищ и каналов.
  12. Повышение эффективности системы инструментальных измерений объемов и состава коллекторно-дренажных вод, сбрасываемых в Сиваш и Каркинитский залив с зерно-кормовых и рисовых севооборотов.

Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Республиканский комитет водного хозяйства Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Министерство финансов Автономной Республики Крым, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

Продукты питания

Особую угрозу для здоровья населения и гостей Крыма представляют пищевые отравления микробного происхождения. В 2000 г. было зарегистрировано 3 случая ботулизма с 3 пострадавшими. Отравления связаны с употреблением продукции, купленной в неустановленных местах торговли, где продукция реализуется с неизвестными условиями выработки, хранения и транспортировки.

Первое место среди пищевых отравлений немикробного происхождения на территории Крыма занимают отравления дикорастущими грибами. Было зарегистрировано 14 случаев, с 22 пострадавшими. Актуальным является предупреждение опасности от употребления некачественных отечественных и импортных продуктов питания.

Проблемным вопросом остается организация питания детей раннего возраста. Количество детских молочных кухонь из года в год снижается. В 2000 г. – 15 (в 1996 г. – 42, в 1999 г. – 23). Их санитарно-техническое состояние ухудшается.

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Обеспечение широкого информирования населения относительно профилактики пищевых отравлений, в т.ч. дикорастущими грибами, а также острых кишечных заболеваний.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по информации Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  2. Обеспечение контроля за безопасностью пищевых продуктов и сырья отечественного и импортного производства согласно медико-биологическим требованиям № 5061-89 от 1.08.89 г. Обеспечение контроля за поступлением и реализацией в Крыму пищевых продуктов, в состав которых входят вещества, полученные из генетически модифицированных организмов.
  3. Ликвидация до 2003 года мест неорганизованной и стихийной продажи пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах.

    Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации, Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей Автономной Республики Крым, Главное управление МВД Украины в Автономной Республике Крым

  4. Возобновление работы закрытых детских молочных кухонь и обеспечение необходимым технологическим оборудованием и экологически чистым молоком.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым,

    Министерство экономики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  5. Поддержка производства и реализации йодированной соли.

    Министерство промышленности Автономной Республики Крым, Исполкомы горсоветов, Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей Автономной Республики Крым

  6. Обеспечение предприятий, изготовляющих продукты детского питания, экологически чистым сырьем.

    Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Министерство промышленности Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей Автономной Республики Крым

Охрана почвы

    Почвы в Крыму могут быть загрязнены химическими веществами, возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний вследствие:
  • нарушения правил внесения и хранения минеральных и органических удобрений, пестицидов;
  • образование промышленных и бытовых отходов, различных видов необезвреженных сточных вод и их осадков, которые применяются как удобрение;
  • внесения отходов животноводческих комплексов (ферм) и индивидуальных хозяйств;
  • наличия на поверхности почв ксенобиотиков из выбросов в атмосферный воздух промышленных предприятий и автотранспортных средств;
  • хранения или постоянного захоронения бытовых и промышленных отходов;
  • нарушения правил добычи, транспортировки и переработки нефти и газа и разливания горюче-смазочных материалов.

По настоящее время в Крыму накопилось 698 тонн запрещенных, непригодных пестицидов, которые хранятся на базах «Райагрохим» Бахчисарайского, Джанкойского районов химскладах сельхозпредприятий, которые длительное время не ремонтировались. Применение пестицидов и агрохимикатов для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорной растительностью приводит к загрязнению окружающей среды.

Несоблюдение Государственных санитарных правил 8.8.1.2.001-98 при работе с пестицидами и агрохимикатами может привести к профессиональным отравлениям, а применение биологически активных веществ - к заболеванию бронхолегочной системы.

Лабораторный контроль за качеством почвы осуществляется Республиканским комитетом по экологии и природным ресурсам, Министерством агропромышленного комплекса, учреждениями санэпидслужбы.

По данным результатов лабораторных исследований, проведенных в СЭС за последние 3 года, удельный вес проб с отклонениями от санитарных норм, колебался по химическим показателям от 8,9% до 3,6%, в том числе по пестицидам от 0,5% до 1,2%, по солям тяжелых металлов от 19,7% до 16,1%; по бактериологическим от 7,5% до 2,6%; по гельминтологическим от 1,4% до 1,6%.

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Проведение капитального ремонта складских помещений баз «Райагрохим» Бахчисарайского и Джанкойского районов.

    Райгосадминистрации

    2002 год

  2. Организация сбора и доставки запрещенных, непригодных пестицидов на базы «Райагрохим».

    Райгосадминистрации

    2003-2005 годы

  3. Использование биологических средств защиты и малотоксичных пестицидов для обработки виноградников на Южном берегу Крыма.

    Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым

    2002 год

  4. Организация сети наблюдений за содержанием пестицидов в почве.

    Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

    2002 год

  5. Организация агрохимических лабораторий по определению пестицидов и нитратов в сельскохозяйственной продукции в 3х районах.

    Республиканский Государственный проектно-технологический центр «Крымгосплодородие»

    2002-2003 годы

  6. Создание банка данных об источниках загрязнения земель по типам, качеству и количеству загрязнителей.

    Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации Институт минеральных ресурсов, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым

    2003 г.

  7. Создание информационной межведомственной базы данных характеристики земель по качеству и количеству загрязнителей.

    Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации, Институт минеральных ресурсов, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым

    2003 г.

  8. Совершенствование системы наблюдений и контроля за загрязнением земель и их рациональным использованием.

    Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым

  9. Расширение использования интегрированных системы защиты растений с целью снижения пестицидной нагрузки.

    Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  10. Обеспечение рационального размещения предприятий сельскохозяйственного производства.

    Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  11. Повышение квалификации работников сельского хозяйства в сфере использования удобрений, пестицидов и других агрохимикатов и обращения с ними.

    Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым

  12. Определение приоритетных (наиболее опасных) загрязняющих почвы веществ и разработка мероприятий по снижению уровней загрязнения почв в рамках местных планов по гигиене окружающей среды.

    Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    2003 г.

Отходы

В республике сложилась критическая обстановка, связанная с хранением и утилизацией промышленных отходов. На 1 января 2000 г. общее количество накопленных токсичных отходов составило 10050,093 тыс.тонн, что на 422,907 тыс.тонн больше, чем на тот же период 1999 г.

Процент отходов, которые используются и уничтожаются, не превышает 11% годового количества накопленных отходов. Основными источниками образования отходов остаются предприятия химической отрасли. Площадь, которую занимают отходы в отвалах и накопителях, находящихся на балансе предприятий, составляет 4154,25 га.

В Крыму отсутствуют полигоны для захоронения промышленных отходов первого и второго классов опасности, а также специализированные заводы по переработке токсичных промышленных отходов. Среди накопленных отходов 698 тонн непригодных к применению пестицидов.

В жилом фонде городов и поселков городского типа ежегодно накапливается свыше 2 млн.куб. метров мусора, который уничтожается на 32 свалках и полигонах ТБО, вместе с промышленными отходами III и IV классов опасности. Больше половины полигонов исчерпали свои ресурсы, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам и эксплуатируются без мер предосторожности относительно загрязнения подземных вод и воздушного бассейна.

Свалки бытовых отходов являются постоянными источниками загрязнения окружающей среды, местами размножения насекомых, грызунов, бродячих животных, являющихся переносчиками возбудителей инфекций, а также способствуют возрастанию заболеваемости инфекционными болезнями.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
  1. В соответствии с действующим законодательством в области обращения с отходами предусмотреть:
    • 1.1. Паспортизацию мест удаления отходов.

      Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    • 1.2. Разработка и внедрение экономических механизмов сокращения образования и системы раздельного сбора, обработки, утилизации бытовых отходов с привлечением к ее реализации частных предприятий.
    • 1.3. Разработка экономически обоснованной концепции по технологии переработки твердых бытовых отходов (ТБО) и размещению соответствующих производств по их обезвреживанию.
    • 1.4. Определение и резервирование территорий для размещения на них полигонов складирования бытовых и промышленных отходов, современных производств по их переработке.
    • 1.5. Расширение сети приемных пунктов и организовать приема у населения и предприятий вторичного сырья: макулатуры, втортекстиля, отработанных шин, полимеров и т. д.
    • 1.6. Проектирование и строительство предприятий по переработке отходов.
    • 1.7. Совершенствование контроля за обращением с отходами, в том числе непригодными и запрещенными пестицидами и агрохимикатами.

      Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, Министерство промышленной политики Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Министерство строительства, и архитектуры Автономной Республики Крым, Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    • 1.8. Проведение реконструкции и техперевооружения промышленных предприятий с целью внедрения в производство малоотходных и безотходных технологий.

      Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, Министерство промышленной политики Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    • 1.9. Разработка схемы санитарной очистки населенных пунктов Автономной Республики Крым.

      Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым

    • 1.10. Создание системы информирования общественности о решении проблем с отходами.

      Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по информации Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

      2002 г.

    • 1.11 Содействие развитию экологического образования населения по решению проблем с отходами.

      Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, горисполкомы, райгосадминистрации

Акустическое загрязнение

Основным источником акустического загрязнения в городах Крыма является автотранспорт. В таких городах, как Симферополь, Джанкой дополнительным источником шума являются железнодорожные предприятия. В ряде населенных пунктов Симферопольского района значительным источником акустического режима является авиационный транспорт.

Акустическая нагрузка на городское население в значительной мере усиливается за счет внутренних источников. Особое беспокойство вызывает использование звуковоспроизводящих, звукоусиливающих устройств на предприятиях общественного питания и других объектах, в т.ч. в курортных зонах,, где к созданию комфортных акустических условий предъявляются более жесткие требования.

Потенциальными источниками шума являются промышленные предприятия, не имеющие нормативных санитарно-защитных зон. В настоящее время, в связи с сокращением или остановкой производств, они перестали играть существенную роль в создание шумового дискомфорта, но при возобновлении их деятельности эти источники вновь могут напомнить о себе.

Значительное количество оснащения, оборудования, приспособлений на предприятиях по виброакустическим параметрам не отвечает установленным нормативам.

Уровни акустического загрязнения в городах могут оказывать отрицательное влияние на здоровье и самочувствие населения, в том числе увеличивать количество сердечно-сосудистых заболеваний. В курортных городах и поселках такое воздействие на отдыхающих снижает активность санаторно-курортного лечения.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
  1. Проведение мониторинга и создание карт акустического загрязнения населенных пунктов.

    Республиканская санэпидстанция, исполкомы горсоветов, Райгосадминистрации

    Постоянно

  2. Внедрение в практику строительства жилых домов с использованием материалов, конструкций и элементов со звукоизоляционными и звукопоглощающими свойствами.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  3. Разработка мероприятий по борьбе с акустической перегрузкой и включение этих мероприятий в региональные и местные планы действий по гигиене окружающей среды.

    Министерство экономики Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  4. Ужесточение административного контроля за соблюдением санитарных требований «норм тишины» в пределах населенных пунктов Крыма

    Главное управление МВД Украины в Автономной Республике Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации, Республиканская санэпидстанция

Профессиональная безопасность

Решение основных проблем обеспечения профессиональной безопасности осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об охране труда».

Сфера производственной деятельности человека является составной частью окружающей среды и в значительной мере влияет на формирование здоровья работающих. По данным за 2000 год из 1854 предприятий промышленности и сельского хозяйства на 179 объектах отмечается превышение ПДК воздуха рабочей зоны или 9,6%, в т.ч. на предприятиях сельского хозяйства – 12,3%, предприятиях промышленности – 20%, на предприятиях негосударственной формы управления – 8,35% и др. Исследование физических факторов в условиях производства показало наличие превышения допустимых уровней шума в 8,1%, вибрации в 1,4%, метеофакторов в 6,3%.

Профессиональная заболеваемость работающих во вредных условиях труда последние 3 года составила 2-5-4 случаев, уровень профессиональной заболеваемости по Крыму составляет на 10 тыс. работающих до 0,13 при Украинском 1,85. Последние годы регистрируется профессиональная заболеваемость в сельском хозяйстве, судостроении. В 2000 г. – 4 случая вибрационной болезни, имели место бронхиты, полиневропатия.

Имеет место и рост заболеваемости с временной нетрудоспособностью. Основные причины: социальный фактор, но оказывают влияние и неудовлетворительные микроклиматические условия, непостоянная работа вентиляции из-за дефицита электроэнергии и др.

Представленные данные свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по профилактике профессиональной и общей заболеваемости, в том числе по технологическому переоснащению предприятий, внедрению новых менее вредных технологий.

    Основные приоритеты в сфере обеспечения профессиональной безопасности:
  • Усовершенствование технологий, технологических санитарно-технических средств и приспособлений коллективной и индивидуальной защиты, создание экономических механизмов для стимулирования предпринимателей к созданию безопасных и здоровых условий труда.
  • Усовершенствование организации медпомощи, диагностики, лечения и профилактики, статистической отчетности по профессиональной и производственной обусловленной заболеваемости, внедрении электронного учета профессиональных заболеваний, проведение пропаганды здорового образа жизни.
    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
  1. Создание безопасных и здоровых условий труда в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка системы мероприятий по улучшению условий труда.

    Министерство промышленности Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Министерство труда и социальной защиты Автономной Республики Крым

  2. Проведение надзора за вновь внедряемым оборудованием, новых технологий, веществ и материалов, за строительством новых предприятий и реконструкцией существующих.

    Территориальное управление государственного комитета по надзору за охраной труда Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Министерство труда и социальной защиты Автономной Республики Крым

  3. Совершенствование системы обучения руководителей предприятий и специалистов по гигиене и охране труда по специальной программе.

    Министерство труда, и социальной защиты Автономной Республики Крым, Территориальное управление государственного комитета по надзору за охраной труда Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

    2001-2005 годы

  4. Обеспечение учреждений здравоохранения: лечебно-профилактических учреждений – необходимым оборудованием, реактивами, помещениями и специалистами для проведения медицинских осмотров по приказу Минздрава СССР №555 от 20.09.89 г. и МЗ Украины № 45 от 31.03.94 г. «Об утверждении положения о порядке проведения медицинских осмотров работников определенных категорий»; учреждений санэпидслужбы – аппаратурой, реактивами, транспортом для проведения надзора за условиями труда.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

  5. Обеспечение предприятий спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты.

    Министерство промышленности Автономной Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, руководители предприятий

  6. Внедрение децентрализованной системы отопления производственных и сельскохозяйственных помещений.

    Министерство промышленности Автономной Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, Министерство агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, руководители предприятий

    2002 год

  7. Обеспечение функционирования санитарно-бытовых помещений предприятий в полном объеме.

    Руководители предприятий

  8. Мониторинг, оценка, разработка и реализация действий по созданию безопасных и здоровых условий в школьных и дошкольных учреждениях.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Министерство образования Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

    2005 год

Радиационная безопасность

Контроль за радиационной безопасностью на территории АР Крым осуществляет отдел радиационной гигиены Республиканской СЭС. Защита населения от радиационных загрязнений проводится в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «Об обращении с радиоактивными отходами», «О защите населения от влияния ионизирующих излучений», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в следствии Чернобыльской катастрофы»

Основания для действия

Территория Автономной Республики Крым, как и все регионы Украины, подвергалась влиянию радиационного загрязнения (1986), что потребовало организации пунктов постоянного радиационного контроля (ППРК) и создание радиологической лаборатории в СЭС г. Керчи, для обеспечения постоянного мониторинга за радиоактивной загрязненностью окружающей среды, в т.ч. объектов водоснабжения и продуктов питания.

На 38 предприятиях и учреждениях Автономной Республики Крым используются закрытые радионуклеидные источники ионизирующих излучений, которые могут оказывать отрицательные влияния на рабочие места, а при аварийных ситуациях на население.

На 248 лечебных и оздоровительных учреждениях применяются с лечебной и профилактической целью рентгенологическое оборудование, которое может оказывать негативное влияние на обслуживающий персонал, пациентов, население. На территории Автономной Республики Крым расположена сеть карьеров, в которых добываются строительные материалы (щебень, песок, строительный камень), применяемые в жилищном и гражданском строительстве. Кроме того имеются факты применения строительных, облицовочных материалов и сырья, которые, поступают из стран ближнего и дальнего зарубежья, что ставит проблему радиационного контроля, в т.ч. и радонного, загрязнения стройматериалов и объектов жилищного строительства.

Учитывая, что Автономная Республика Крым снабжается водой из Северо-Крымского канала, имеется опасность радиационного загрязнения водоемов питьевого водоснабжения.

Не исключается возможность поступления из стран зарубежья продуктов питания и сырья, требующих радиационного контроля.

Вместе с тем, из-за слабой материальной базы и недостаточного обеспечения соотвсетвющими приборами не в полном объеме осуществляется ведомственный контроль за радиационной безопасностью реализуемой продукции.

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Проведение государственной инвентаризации источников ионизирующего излучения (далее –ИИИ), с целью определения количества и состава ИИИ, подлежащих захоронению.

    Республиканская межведомственная комиссия при Совете Министров Автономной Республики Крым по инвентаризации организаций и предприятий, применяющих в своей работе источники ионизирующего излучения,исполкомы горсоветов, райгосадминистрации, предприятия, организации, учреждения, применяющие в своей работе ИИИ

    До 10.09.2002 г.

  2. Проведение мероприятий по соблюдению «НРБУ-97» в части исполнения, переосвидетельствования, хранения и захоронения ИИИ, применяемых в работе и хранящихся на складах.

    Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации. Предприятия, организации, учреждения, применяющие в своей работе ИИИ

    Постоянно

  3. Обеспечение качественного контроля за радиоактивным загрязнением выпускаемой , перерабатываемой, а также поступающей из-за пределов Крыма пищевой продукции.

    Министерство промышленности Автономной Республики Крым, Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым

  4. Организация обязательной сертификации пригодности стройматериалов для использования в строительстве по степени их радиационного загрязнения.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, руководители организаций и предприятий, выпускающих, перерабатывающих и приобретающих стройматериалы, организации, осуществляющие жилищное и гражданское строительство в Крыму

  5. Обеспечение ведомственного радиологического контроля за качеством выпускаемой и реализуемой продукции.
  6. Проведение контроля за наличием радиологических сертификатов на продукцию, товары и материалы, ввозимые на территорию Крыма.

    Крымская региональная таможня

    Постоянно

  7. Выдача лицензий на осуществление деятельности с ИИИ.

    Республиканский комитет по экологии и природопользованию Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения в Автономной Республике Крым

    Постоянно

  8. Разработка предложений по созданию республиканского регионального центра государственного регистра ИИИ.

    Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения в Автономной Республике Крым

    До 1.11.2002 г.

  9. Осуществление контроля за захоронением ИИИ с истекшими сроками эксплуатации и не находящих дальнейшего применения.

    Крымская республиканская санэпидстанция. Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения в Автономной Республике Крым

    Постоянно

  10. Проведение радиологических исследований по определению «Стронция-90», «Цезия-137» и радионуклеидного состава всех питьевых водохранилищ Крыма и их донных отложений, воды Северо-Крымского канала (далее СКК) Красноперекопской, Раздольненской и Керченской ветках.

    Крымская республиканская санэпидстанция

    Ежеквартально

  11. Предоставление проб для проведения обязательных радиологических исследований на радиологическое загрязнение в Крымскую республиканскую санэпидстанцию.
    • 11.1. Контроль радиоактивного загрязнения воды поступающей населению в г. Симферополе, Керчь, Феодосию, Ялту, Джанкой, Красноперекопск.

      Республиканский комитет по водному хозяйству. Автономной Республики Крым

      Ежеквартально

    • 11.2. пробы воздуха и осадков из контрольных точек.

      Центр гидрометеорологии Автономной Республике Крым

      Ежеквартально

    • 11.3. пробы воды из СКК из имеющихся контрольных точек и воды из водохранилищ, питающих г. Керчь, Феодосию, Ялту и их донных отложений.

      Крымская гидрогеологомелиоративная экспедиция

      Май-сентябрь 2002 г.

    • 11.4. пробы воды моря из контрольных точек г. Ялты, Алушты

      Центр гидрометеорологии по Автономной Республике Крым

      Май-сентябрь 2002 г.

    • 11.5. пробы лесной растительности, фауны и почв лесничеств Крыма.

      Республиканский комитет по лесному хозяйству Автономной Республики Крым

      Апрель, август 2002 г.

  12. Обеспечение радиационной безопасности на объектах, применяющих в своей работе ИИИ.

    Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения в Автономной Республике Крым. Руководители предприятий

    Постоянно

  13. Укомплектование радиологических отделений Республиканской клинической больницы им. Семашко дозиметрами.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым

    До 1.10.2002г.

  14. Обучение дозиметрическому контролю специалистов предприятий, занимающихся приемом и продажей металлолома.

    Республиканская санэпидстанция

  15. Разработка и реализация программы «Радон»: оценка содержания радона в жилых и производственных помещениях и выполнение мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия радона на людей.

    Республиканская санэпидстанция, Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

Неионизирующее излучение

Защита населения от вредного влияния неионизирующей радиации осуществляется согласно Закону Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» ст.24.

В Крыму имеется около 300 стационарных радиотехнических объектов которые излучают электромагнитную энергию в окружающую среду, большая часть из них имеют санитарные паспорта, разработанные службами, прошедшими аттестацию по физическим факторам в Комитете по вопросам гигиенической регламентации Министерства здравоохранения Украины. В числе объектов, состоящих на учете в СЭС, 13 радиолокаторов расположенных в воинских частях не имеют санитарных паспортов.

Проекты строительства и реконструкции радиотехнических и электротехнических объектов проходят согласования в санэпидслужбе. Проектные организации, которые создают проекты строительства новых радиотехнических объектов руководствуются требованиями государственных строительных норм, ведомственных инструкций и других нормативных документов, включающих требования безопасности для населения относительно электромагнитного излучения. Жилое и прочее строительство в районах влияния радиотехнических объектов на население ведется с учетом санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки.

По результатам эпидемиологических исследований экспозиция рабочих и населения электромагнитными полями с уровнями, которые превышают гигиенические нормативы, рассматривается как фактор риска для здоровья. Осуществление текущего надзора за уровнями электромагнитных излучений возложено на санэпидслужбу, вместе с тем, оснащенность санэпидстанций измерительной аппаратурой недостаточная.

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Совершенствование ведения учета источников неионизирующего излучения в населенных пунктах с определением границ санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Крымский центр метрологии, стандартизации и сертификации, Крымская республиканская санэпидстанция

    2003 г.

  2. Определение реальной экспозиционной нагрузки неионизирующей радиации на население.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминстрации

    2003 г.

  3. Включение мероприятий по ограничению влияния неионизирующего излучения на население в местные планы по гигиене окружающей среды.

    Исполкомы горсоветов, райгосадминстрации

    Постоянно

  4. Обеспечение современной измерительной аппаратурой неионизирующего излучения в диапазоне до 60 кГц и диапазонах свыше 300 мГц учреждений санэпидслужбы.

    Республиканская санэпидстанция

    Постоянно

Жилая среда

    Жилье как социальный фактор окружающей среды влияет на человека своей площадью, объемом, микроклиматом, оборудованием, составом воздуха и другими факторами, Между тем, на сегодняшний день треть населения проживает в неудовлетворительных условиях:
  • не соблюдаются нормы обеспеченности жилой площадью;
  • превышаются уровни виброакустического загрязнения, электромагнитного поля радиочастот;
  • недостаточны или чрезмерны ультрафиолетовые нагрузки;
  • недостаточные теплозащитные свойства внешних ограждающих конструкций и уровень отопления жилых помещений приводят к дискомфорту в холодный и теплый период года.
    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Совершенствование контроля за приоритетными показателями гигиенического состояния внутренней среды жилых сооружений, а также близлежащих территорий. Установление нормативного срока эксплуатации основных строительных конструкций с учетом вида строительных материалов.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  2. Разработка Программы улучшения жилищных условий населения и включение мероприятий этой программы в местные планы действий по гигиене окружающей среды.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    2003 г.

Планировка населенных пунктов

В последние годы в Крыму имеют место негативные тенденции в развитии населенных пунктов. Недостаточно развитой является сфера общественных услуг, на неудовлетворительном уровне находятся системы водоснабжения, канализации, тепло и газоснабжение, вывоза мусора; недостаточен уровень благоустройства и озеленения. Имеют место нарушения функционального зонирования территории городов, отсутствие надлежащих санитарно-защитных зон.

Планировка и застройка курортных городов и поселков с приоритетной курортно-оздоровительной функцией не отвечают как градостроительным, так и санитарно-гигиеническим нормам.

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Проектирование и строительство объездных дорог с целью вывода из городов транзитного транспорта; создание в городах зон, свободных от автотранспорта.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Министерство экономики Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  2. Внедрение в городах автоматизированных систем управления дорожным движением, разработка рациональных комплексных транспортных схем и схем организаций дорожного движения.

    Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации, Главное управление МВД Украины в Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым

    2005 г.

  3. Контроль за выполнением предприятиями мероприятий по организации и благоустройству нормативных санитарно-защитных зон и ведением хозяйственной деятельности в них.

    Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Постоянно

  4. Обоснование гигиенических требований по комплексному освоению подземного пространства городов, размещение и оборудование конкретных объектов.

    Министерство топлива и энергетики Автономной Республики Крым, Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Исполкомы горсоветов, Райгосадминистрации

    2004 г.

  5. Усиление контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований и нормативов при осуществлении градостроительной деятельности.

    Министерство архитектуры и строительной политики Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

    Постоянно

  6. Обеспечение участия органов местного самоуправления и неправительственных организаций городов Крыма в международных европейских проектах «Города здоровья» и «Устойчивые города».

    Исполкомы горсоветов, Райгосадминистрации

Обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения

Контроль за состоянием инфекционной заболеваемости и профилактики осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и «Защита населения от инфекционных заболеваний».

    Основания для деятельности
  1. В Автономной Республике Крым санэпидситуация по особо опасным инфекциям остается напряженной. Имеет место рост заболеваемости туберкулезом, который приобрел в последние годы характер эпидемии. Так, в 2000 году заболеваемость выросла на 26,7% по сравнению с 1999 годом и составляет 52,6 на 100 тыс. населения. Заболеваемость марсельской лихорадкой увеличилась на 29% по сравнению с минувшим годом. Ежегодно регистрируются случаи заболевания людей лептоспирозом (2000 г. – 9 случаев, в т.ч. 1 сл. летальный). Выявлены 4 случая туляремии в эндемичном по этому заболеванию Ленинском районе. На 80,4% увеличилась заболеваемость СПИДом, ВИЧ-инфицированность выросла на 25,6%. На территории Крыма имеют место природные очаги инфекционных заболеваний, общих для людей и животных (туляремия, лептоспироз, бешенство, сибирская язва, риккетсиозы и др.). Ситуация по холере осложняется ежегодно выделением культур холерных вибрионов из морской, пресной и сточной вод. Обсемененность объектов окружающей среды холерными вибрионами Не О1 составляет в среднем от 10 до 30%.
  2. Несмотря на снижение заболеваемости по сумме острых кишечных инфекций в 2000 году, остаются высокими показатели заболеваемости среди детского населения, особенно детей до 2х лет, которые в 11-12 раз чаще болеют, чем другие возрастные группы.
  3. Неудовлетворительный уровень благоустройства населенных мест, загрязнение окружающей среды повышают риск возникновения эпидемий острых кишечных заболеваний и вирусных гепатитов.
  4. Отсутствие отечественных иммунобиологических препаратов, нестабильное финансирование на их приобретение от зарубежных фирм ставит проблему воздушно-капельных инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, требующую постоянного контроля.
  5. Заболеваемость паразитарными инфекциями остается массовой; ежегодно регистрируются более 20 тыс. больных.
  6. Для выполнения в полном объеме профилактических и противоэпидемических мероприятий, ответственными за которые являются организации и учреждения охраны здоровья, необходимым является своевременное финансирование, которое в десятки раз меньше средств, затрачиваемых на ликвидацию эпид.осложнений.
    Основные приоритеты в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения:
  • Изучение причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, прогнозирование уровней заболеваемости;
  • Определение первоочередных средств профилактики инфекционных заболеваний и отравлений;
  • Обеспечение на государственном уровне учета инфекционных заболеваний и отравлений;
  • Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения противоэпидемических мероприятий;
    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Усиление государственного санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного надзора за объектами повышенного эпидемиологического риска по зоонозным инфекциям.

    Республиканская санэпидстанция, Управление государственной ветеринарной медицины с ветеринарной инспекцией при Совете Министров Автономной Республики Крым

  2. Обеспечение выявления, 100 процентной госпитализации больных туберкулезом; диагностики и оказания медицинской помощи больным особо опасными инфекциями и их учет.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Главное управление статистики в Автономной Республике Крым

  3. Обеспечение готовности госпитальной и лабораторной баз на случай эпидосложнений по особо опасным инфекциям.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

  4. Внедрение программы компьютерного мониторинга за объемом иммунопрофилактики против туберкулеза и столбняка и обеспечить ежемесячный анализ выполнения профилактических прививок по АР Крым.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

  5. Налаживание очистки населенных пунктов от бродячих животных.

    Местные органы самоуправления, Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым

  6. Обеспечение выполнения плановой дератизации на объектах повышенного эпидриска и в очагах зооантропонозных инфекций.

    Управление государственной ветеринарной медицины с ветеринарной инспекцией при Совете Министров Автономной Республики Крым Служба защиты растений при министерстве агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

  7. Обеспечение выявления, госпитализации, диагностики и оказания необходимой медицинской помощи больным инфекционными болезнями и их учет.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Главное управление статистики в Автономной Республике Крым

  8. Обеспечение необходимого объема лабораторной диагностики, иммунобиологических исследований, индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний на современном уровне.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым

  9. Повышение эффективности мер специфической профилактики заболеваний за счет досконального выполнения и усовершенствования календаря прививок, внедрения новых современных иммунобиологических препаратов

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

  10. Осуществление государственного надзора за транспортировкой, хранением, использованием иммунобиологических препаратов организациями и учреждениями независимо от форм собственности.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

  11. Разработка и осуществление мероприятий по повышению уровня коллективного иммунитета в зонах экологического риска.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Крымская противочумная станция МОЗ Украины, Крымский медицинский университет им.С.И.Георгиевского

Рекреационно-туристическая зона

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Проведение санитарно-гигиенической экспертизы застройки рекреационных зон, создания мест отдыха, туристических маршрутов и троп, с выдачей конкретных рекомендаций по проведению профилактических мероприятий по недопущению заболеваний.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция Крымская противочумная станция МОЗ Украины Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым

  2. Анализ и оценка данных о природных очагах заболеваний с использованием современных информационных технологий.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция Крымская противочумная станция МОЗ Украины, Таврический национальный университет им.В.И.Вернадского

  3. Оценка риска заражения возбудителями в курортно-рекреационной сфере. Разработать и выполнить комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение риска заражения рекреантов.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция Крымская противочумная станция МОЗ Украины

  4. Создание системы постоянного мониторинга за циркуляцией возбудителей в природных очагах на территории Крыма.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция Крымская противочумная станция МОЗ Украины

Системы информации о состоянии здоровья населения и качестве окружающей среды

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Повышение внутрисистемной эффективности и уровня информационного взаимодействия министерств и ведомств, осуществляющих сбор, обработку медико-экологической информации и принимающих управленческие решения в области гигиены окружающей среды на основе следующих мероприятий, не требующих значительных финансовых вложений:
    • создание интегрированных баз данных на основе объединения информационных массивов министерств и ведомств с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины №398 от 30.03.1998 г. “Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды” );
    • взаимное согласование и оптимизация конфигурации и регламента ведомственных сетей наблюдения в пределах административно-территориальных единиц Крыма;
    • организация оперативного обмена первичной экологической информацией министерств и ведомств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического характера;
    • обобщение имеющейся экологической информации по регионам Крыма в ежегодных Республиканских докладах о состоянии окружающей среды и санитарно-гигиенической ситуации.

      Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Крымская противочумная станция МОЗ Украины Крымский центр по гидрометерологии

    • Организация информационной системы (на уровне больничных участков) действующего медико-экологического мониторинга Крыма в рамках Программы реформирования медицинской статистики системы охраны здоровья.

      Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Крымский государственный медуниверситет им.С.И.Георгиевского, Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Крымская противочумная станция МОЗ Украины, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым

Научные и технологические разработки

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Разработка и внедрение в систему оценки экологической ситуации и состояния здоровья методологии критических нагрузок и оценки риска.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Крымский государственный медуниверситет им.С.И.Георгиевского, Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Крымская противочумная станция МОЗ Украины

  2. Создание в Крыму и оснащение лаборатории экологического биомониторинга.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Крымский государственный медуниверситет им.С.И.Георгиевского, Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

  3. Осуществление мониторинга приоритетных загрязнителей в биосубстратах человека в зонах экологического риска.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Крымский государственный медуниверситет им.С.И.Георгиевского

  4. Разработка и осуществление мероприятия по совершенствованию методологической и нормативно – правовой базы по охране окружающей среды и охране здоровья населения.

    Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республики Крым, Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

  5. Осуществление исследований по изучению малоизученных инфекционных заболеваний и особенностей их циркуляции на территории Крыма.

    Крымская противочумная станция МОЗ Украины

  6. Разработка и внедрение программы целевого изучения «Экологические проблемы инфекционных заболеваний в Крыму»

    Крымская противочумная станция МОЗ Украины

  7. Совершенствование системы критериев и методов оценки здоровья и ранних проявлений его нарушения с учетом региональной специфики.

    Крымский научный центр Национальной Академии Наук Украины, Крымский медицинский университет им.С.И.Георгиевского, Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым

Система медико-экологического образования

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Поддержка реализации проекта «Здоровые школы» на территории Крыма.
  2. Совершенствование системы подготовки специалистов высшей квалификации по экологии путем обязательного освещения вопросов по гигиене окружающей среды и внедрения курса “Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения и управление возникающими рисками”.
  3. Содействие подготовке и публикации изданий по экологии и здоровью с учетом региональных особенностей.
  4. Включение в программу образования и повышения квалицификации руководящих кадров вопросов, связанных с влиянием экологических факторов на здоровье.
  5. Внедрение программы интегрированного беспрерывного медико-экологического образования и просвещения всех категорий населения.
  6. Издание атласа «Здоровье населения Автономной республики Крым за период с 1967 по 2002 год»

    Министерство образования Автономной Республики Крым, Крымский научный центр Национальной Академии Наук Украины

Информирование населения

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Организация регулярного информирования общественности собственниками предприятий о негативном воздействии на здоровье граждан, которое может оказывать производство или продукция данного предприятия.

    Руководители предприятий, Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым

  2. Подготовка и издание аналитического доклада о состоянии окружающей среды и здоровья населения Крыма

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по информации

  3. Организация на базе Республиканского центра здоровья общественного информационного центра по экологическому здоровью.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым

    2002 г.

  4. Размещение информации по гигиене окружающей среды на существующем веб-сайте Совета министров Автономной Республики Крым.

    Республиканский комитет по науке и региональному развитию

    2003 г.

  5. Создание на республиканском телевидении регулярной программы «Экологическое здоровье».

    Республиканский комитет по информации

    2003 г.

  6. Обеспечение медико-гигиенического образования работников средств массовой информации.

    Республиканский комитет по информации

  7. Активизация средств массовой информации по освещению медико-экологические проблем путем создания специальных программ на телевидении и страниц о гигиене окружающей среды и здоровья.

    Республиканский комитет по информации

  8. Подготовка рекламных роликов по медико-экологическим проблемам.

    Республиканский комитет по информации

  9. Обеспечение льготных или бесплатных условий регулярной трансляции медико-экологических программ.

    Республиканский комитет по информации

Участие общественности

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Включение представителей неправительственных организаций в межведомственный комитет по реализации Регионального плана действий по гигиене окружающей среды по Автономной Республике Крым на 2002-2005 годы.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по информации

    2002 г.

  2. Разработка в соответствии с действующим законодательством Украины мезанизма участия общественности в принятии решений в области гигиены окружающей среды.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым

    2002 г.

  3. Поддержка работы родительских комитетов и попечительских советов школ с целью сохранения здоровья школьников.

    Министерство образования Автономной Республики Крым, Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым

  4. Организация и поддержка деятельности местных общественных советов по гигиене окружающей среды.

    Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    2003 г.

Международное сотрудничество

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Организация участия городов Крыма в программе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровые города».

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

  2. Обеспечение реализации положений европейской экологической политики в программах «Окружающая среда для Европы», «Здоровье и окружающая среда», «Транспорт и окружающая среда».
  3. Сотрудничество с ВОЗ и Европейской экономической комиссией по вопросам методического обеспечения гигиенических исследований и внедрения подходов, практикуемых в рамках Европейских Конвенций и ВОЗ.

    Крымский Научный Центр Национальной Академии Наук Украины, Крымская Академия Наук, Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Крымский государственный медуниверситет им.С.И.Георгиевского, Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Организационные мероприятия

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
  1. Создание межведомственного комитета по реализации Республиканской программы по гигиене окружающей среды на 2002-2005 годы.

    Совет министров Автономной Республики Крым

    2002 г.

  2. Разработка планов мероприятий по реализации Программы по гигиене окружающей среды на 2002-2005 годы и утверждение их на сессиях местных советов.

    Исполкомы горсоветов, Райгосадминистрации

    2002 г.

  3. Разработка планов секторальных (ведомственных) мероприятий по реализации Программы по гигиене окружающей среды на 2002-2005 годы и их утверждение.

    Министерства и Комитеты Автономной Республики Крым

    2002 г.

  4. Информирование Совета Министров Автономной Республики Крым о выполнении Программы по гигиене окружающей среды на 2002-2005 годы, местных и ведомственных планов по гигиене окружающей среды на 2002-2005 годы.

    Министерства и Комитеты Автономной Республики Крым, исполкомы горсоветов, райгосадминистрации

    Ежегодно, к 1 апреля

  5. Ежегодное проведение Республиканской научно-практической конференции по вопросам экологии и здоровья населения.

    Республиканский Комитет по науке и региональному развитию

    2002-2005 г.г.

  6. Ежегодное проведение коллегий ведомств по вопросам, направленным на улучшение экологической ситуации в Крыму и улучшению здоровья населения.

    Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым

    2002-2005 г.г.

  7. Проведение рабочих семинаров по вопросам гигиены окружающей среды и снижения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.

    Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Автономной Республики Крым, Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым, Республиканская санэпидстанция

    2002-2005 г.г.



Министр Совета министров
Автономной Республики Крым
И. Акименко

ЭКО-SOS

Казантип:

Казантипский каравай - ну-ка, налетай!

Карадаг:

Лисью бухту - под бетон? Мечта безумцев или жажда наживы

Ялта:

Ялтинский заповедник - лакомый кусочек Крыма

Агармыш:

Лысый Агармыш в кабале!

Сиваш:

Ученые бьют тревогу: Сиваш погибает!

Планета:

Вся правда о Птичьем ГРИППЕ




Погода в Симферополе

посетители
0 (+0)
02.04.2013
05:23
Крымская Республиканская Ассоциация "Экология и Мир" ©,
АР Крым, Симферополь, 2015


Locations of visitors to this page